На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Письмо тезке

Сегодня исполняется 85 лет художественному руководителю Театра «Ленком» Марку Захарову, и это хороший повод обратиться к юбиляру. 

 

Дорогой Марк! Будучи тезками, мы в некотором роде параллельны. Оба начинали в клубе МГУ, Гриша Горин, автор «Нашего дома», впервые напечатался в журнале «Юность», где я работал в те дальние времена редактором отдела сатиры и юмора. Гриша нас связывает, да и ты сам баловался этим странным в советское время жанром, поскольку ирония переполняла нас всех.

 

Ты и остался — «иронический человек», тот самый, про которого мой любимый поэт сказал, что «иронический человек — в сущности, героический человек». А почему героический? Да потому, что мы были шестидесятники! Вместе и поодиночке мы прорывались сквозь тусклое время, сверлили дырочки в железном занавесе. И название пьесы Владимира Войновича «Хочу быть честным», которую ты поставил в Студенческом театре МГУ, искренне и наивно хотели сделать программным стержнем собственной тогдашней жизни. Ах, молодость! Мы были рядом. Репетировали в одних и тех же клубных комнатах, играли на одной сцене и нас даже стали… путать!

 

Путают и по сей день. Раз в неделю кто-то ко мне обращается: «Марк Анатольевич». А я давно придумал ответ. «Зовите меня лучше Марк Захарыч!» — и говоря это, смотрю смеющимися глазами на реакцию собеседника. А чаще собеседницы. Я, конечно же, прощаю. Потому что мне льстит, что меня путают с тобой. И я понимаю, что для этих оговорок есть кое-какие основания, хотя в театральной иерархии ты, безусловно, на большей высоте.

 

Между прочим, в те давние времена ты мне однажды усмешливо сказал: «Вступай в партию — получишь театр! А не вступишь — шиш получишь». Я не вступил, а ты потом сжег публично свой партийный билет. Я ахнул, когда увидел этот поступок по телевидению. А потом, когда в нашей замечательной стране наступило совсем новое время, на одном из твоих юбилеев я подарил тебе «несгораемый партийный билет» в сверкающей стальной корочке. Помнишь? Хранишь? Я помню, ты оценил шутку — ведь у тебя чувство юмора превосходное!

 

Но всё это не главное. Главное в том, что ты создал великий театр и помог тебе в этом не партбилет вовсе, а твой талант, твой дар Божий… Мне нравится твой прагматичный романтизм и скепсис, замешанный на фантазии. Всё, что ты любишь в театре, — трюки и парадоксы, прямое, чисто эстрадное обращение в зал и игра философичного ума, условные обострения на грани фола и с модернистским уклоном завораживающая сценографическая «красота картинки», звездный состав великолепных актеров — всё это и многое другое вызывает зрительский (и мой в том числе) восторг и делает твой фирменный язык Искусством.

 

Я хожу на твои спектакли и удивляюсь твоему мастерству. Иногда мне кажется, что их поставил я. Это не нескромность. Мы — коллеги, и если возникает такое чувство, это прекрасно. Это не зависть. Это чисто профессиональное признание тебя как творца. Это свидетельство нашей близости — не только в биографическом смысле, а прежде всего в художественном отношении. Это самое дорогое, что только может быть между нами, режиссерами. Мы стояли и стоим на одной баррикаде. И ты — лидер. Честь тебе и хвала! Командуй!

 

Я люблю тебя, потому что учусь у тебя. Чему?

 

Как делать зрелище. Как создавать на сцене преувеличенную энергетику (твое любимое слово!). Как придумывать и работать с визуально действующей декорацией и со светом. Как вообще строить спектакли, сочинять их ударную, выразительную форму и композиционную полифонию. И, наконец, как и с кем добиваться рьяного служения смыслам, без которых современный театр частенько обходится, а ты — нет, ибо тебе в отличие от многих всегда есть что сказать. Всегда!

 

Мой тезка знает о театре всё. И не только о театре… Помню, как на одном культурном собрании в Манеже в присутствии разнородной публики и лиц официоза ты, с присущим тебе этаким неулыбчивым, напускным серьезным видом и желчным восторгом смаковал цитату из Хлебникова:

«Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Премного разных трав и вер…»

Все замерли от красоты сказанного. При этом ты сидел в президиуме и посматривал на всех со скрытым вызовом. Именно этот самый «скрытый вызов» характеризует всё твое режиссерское творчество и гражданское поведение. О, это большое искусство на самом деле — выживать всегда, в любую погоду и непогоду, заслуженно оставаясь на гребне общественного признания и публичного успеха.

И всё же всё решает талант. Марк Захаров «золотописьмом» театра «крылышкует» добрые 60 лет, в разные времена утверждая на радость нам «премного трав и вер». Он оказался нужен эпохе и эпоха воздала ему по заслугам. Поздравляю тебя. Не старей, тезка! С наступающим Годом театра вас, господа.

 

Автор — народный артист России, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»


Оригинал статьи:

https://iz.ru/796725/mark-rozovskii/pismo-tezke

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ОТКРЫТИЕ 37 СЕЗОНА 08.08.2019

6 августа в театре прошла церемония открытия 37 сезона.


Фото Елены Лапиной

 

Смотрите фотоотчеты в социальных сетях театра.

подробнее
ВНИМАНИЕ! ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ НА СЕНТЯБРЬ. 13.07.2019

Уважаемые зрители!

Открыта предварительная продажа билетов на сентябрь. Билеты можно купить на сайте театра через наших партнеров, компанию ТИКЕТЛЭНД, а также через билетные сайты БИГБИЛЕТ, КАССИР.РУ и РЕДКАССА.

Следите за обновлением информации о расписании работы билетных касс театра.

.

подробнее
НАШИ В АВИНЬОНЕ 19.06.2019

В июле 2019 года наш театр представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный художественным руководителем театра, народным артистом РФ Марком Розовским по автобиографической повести в рамках внеконкурсной программы OFF 73-го Авиньонского театрального фестиваля.

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Кайдалова, браво!
Театральный сезон в театре «У Никитских ворот» завершился премьерой масштабного просветительского литературно-театрального проекта «Лента поэзии», в рамках которого проходят моноспектакли, посвящённые творчеству русских поэтов и писателей. 8 июня 2019 года на Старой сцене театра я была на поэтическом спектакле про произведениям Марины Цветаевой. Это именно спектакль, моноспектакль, из «потока сознания», сотканного из поэзии Цветаевой, главный режиссёр театра Марк Розовский создал целый спектакль со своим внутреннем ритмом и композицией. Стихи со сцены читала замечательная актриса, тёзка знаменитой поэтессы, Марина Кайдалова. Одна на сцене в чёрном платье, минимум декораций и максимум эмоций. Метания, буря, борьба, бессилие от несправедливости окружающего мира. В голосе Кайдаловой звучит то ожидание возможности счастья, то нотки горечи и разочарования. Современному человеку уже сложно представить, как с помощью одного только голоса можно передать эта антиномию мира великой поэтессы. Через возвышенные чувства и романтизм Цветаева восходит к небесам и притрагивается к Любви и Счастью. И вот, её мир рушится, ангел обжигает свои крылья и поэтесса оказывается растоптанной толпой в земной грязи. Как тонко и нежно это было передано замечательной актрисой, Мариной Кайдаловой! Взлеты и падения, возвышение и столкновение с действительностью! Вышла со спектакля потрясённая, захотелось срочно из центра Москвы переместиться куда-нибудь на природы с томиком Цветаевой в руках, и читать, читать, впитывать эти строки... Давно в Московской афише не было таких ярких мощных выступлений. Очень мы соскучились по классической русской литературе в исполнении актеров «старой гвардии», которые хорошо поставленными голосами и с правильными интонациями, без позерства и наигранного надрыва, читают наизусть главные произведения русской литературы. Очень благодарна театру за эту серию моноспектаклей, буду следить за афишей, хотелось бы ещё раз прикоснуться к великому с помощью замечательных актеров театра!
Стеклянный зверинец
Спектакли Театра всегда привлекают особой атмосферой какой-то интимности происходящего и заставляют посмотреть на себя или даже примерить судьбу героев на свою жизнь. Отдельно стоит отметить исполнительницу роли Лауры - Нику Пыхову. Обострённая и ранимая эмоциональность ее персонажа напомнила героя фильма "Пролетая над гнездом кукушки" в исполнении замечательного американского актера Брэда Дурифа. Отношения Аманды и Лауры можно описать в терминах такого психиатрического понятия как делегированный синдром Мюнхгаузена, конечно во времена написания пьесы автор не мог и подумать о такой интерпретации своей пьесы. Большое спасибо за прекрасную постановку.
"Зажигает молодежь под эту песню..."
"Зажигает молодежь под эту песню... Нас снова юность зовет под парусами вперед". Такой слоган я бы определила Вашему спектаклю-концерту-дискотеке 50-х , где ведущий программы (диск жокей) - сам Марк Григорьевич Розовский! Великолепно!
Все комментарии

 

 

 


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 

 

 

 

 

 

      

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group