На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Интервью Марка Розовского в "Театральной афише"

Марк Розовский 

Бойцовский характер искусства потерян

 

Интервью: Елена Алдашева

 

О

снователь и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский – человек неиссякаемой энергии. Свой творческий путь Розовский начал в студенческой студии «Наш дом» в МГУ, потом работал с Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым. Весь сложный путь советского театра стал частью его судьбы. Посвятивший всю свою жизнь театру режиссер и драматург в бесконечном поиске. Он ни на минуту не выключается из жизни любимого детища, успевая поддерживать его творчески и организационно, писать новые пьесы и ставить спектакли самых разных жанров – от мюзикла до драмы.

 

– Вы начинали как непрофессионал: в 21 год возглавили студенческий театр МГУ «Наш дом». Не кажется ли вам, что нужно в театре сохранять «дух дилетантизма»: я не знаю как и по-детски смотрю и пробую?

– Обязательно. Ключевое слово – «по-детски». Не знать – это вообще самое замечательное. Я испытываю страх и трепет каждый раз, начиная новый труд. Перед листом белой бумаги, на первой репетиции страх ошибиться, не понять. Я не люблю само­уверенных, лихих, знающих все псевдомастеров. Как Алиса в Стране чудес блуждала, так и ты должен – в этом кайф нашей профессии. Постановка спектакля – приключение в ином мире, театр – окно в несуществующее. Ныряешь, как в море, и надо достичь глубин. Можно задохнуться, а можно достичь неведомого берега. Дилетантизм преодолевается постижением, а это и есть профессиональная школа.

 

– Вы свидетель и участник разных исторических и театральных периодов. Менялись убеждения, стиль, художественный язык. Есть ли что-то, что ушло и чего вам сейчас недостает, чего жаль?

– Ностальгии по советскому времени у меня нет. В это время я многие годы был фактически безработным. Я был внутренне свободным человеком, был полон сил, мог репетировать круглосуточно, у меня была тысяча идей, но… Я ходил как волк-одиночка. Была группа близких друзей, которые поддерживали: Витя Славкин, Гриша Горин, был опыт студии «Наш дом» − счастливого времени свободного творчества, когда я еще чувствовал себя дилетантом и овладевал профессией, наконец, опыт работы в БДТ и у Ефремова во МХАТе – золотой опыт! Но были и годы авторско-режиссерского простоя. Вынутые из жизни годы! Поэтому я никогда не прощу время, которое занималось уничтожением меня и мне подобных. Мы делали все, чтобы шестидесятничество как освобождение общественного сознания подтолкнуло страну и нас вместе с ней к тому, что назвали перестройкой.

Никакой цензуры, выпадания из деятельности в новое время не должно быть! Это мерзость, с которой удалось расстаться. Но какой ценой? Полжизни ушло на борьбу с системой. Сегодня молодые творцы не испытывают такого давления, но бойцовский характер искусства потерян. Все находятся в расслабленном состоянии, многие прокламируют аполитичность. Думаю, мы честно должны делать свое дело. Я счастлив, что в театре «У Никитских ворот» оба зала практически каждый день заполнены. Жаль только, что ушли друзья: Алик Аксельрод, у которого я учился, Витя Славкин, Илюша Рутберг… Ушел Георгий Александрович Товстоногов. Он мне протянул руку в свое время, дал возможность работать в самом высокопрофессиональном театре страны. Он − мой учитель в режиссуре, и я работаю по его художественным заветам.

 Отсутствие Товстоногова и ему подобных по авторитету мастеров сегодня ощутимо. Они давали планку, без которой большое искусство не может созидаться.

 

– Вас удивляет аполитичность молодежи. Вам кажется, что театр может быть гражданским высказыванием?

– Не может, а всегда и есть. Как бы мы ни уходили от политики, театр − искусство, которое происходит здесь и сейчас, и волей-неволей мы являемся ее частью. Даже тот, кто от нее уходит, политически себя выражает. Я ставил «Дядю Ваню» и объяснял артистам, что психологический театр тоже политичен: через 14 лет после Чехова началась Гражданская война. Он поставил диагноз обществу: люди, которые могли бы быть родными, оказываются врагами, дело кончается выстрелом. Это было предупреждением больной России, как и «Бесы» Достоевского. Театр политичный (не люблю слово «политический») будет всегда, потому что есть короткая жизнь, заканчивающаяся насильственной смертью, ложь, унижение, безбожие...

 

– Театр «У Никитских ворот» – ваш авторский театр. На каком «клее» он держится? Что объединяет людей?

– Студийность. Она и есть общность. Студийность – это постоянная учеба и постижение мастерства в дружелюбной атмосфере. Мертвечина в театре возникает, когда артисты думают, что они все умеют, и перестают быть живыми, творить. Они, может, и владеют ремеслом, но владеть только ремеслом – очень скучно. Удивляют творцы – непредсказуемые и свободные, кристально чистые этически.

– Вы как-то для себя формулируете принципы того театра, который строите, свою «систему»?

– Живой академизм – вот моя концепция в двух словах. Сошлюсь на Бориса Пастернака, который сказал: «Быть живым, живым и только». Репетируя спектакль, ты должен быть озабочен только этим – как сделать мир, который ты создаешь, «живым и только». Я люблю этюдный метод Станиславского: заставлять артиста импровизировать и, значит, заставлять его жить. Когда ко мне приходит молодой артист, у него примерно два сезона уходит на то, чтобы стать «моим», пройти школу театра «У Никитских ворот».

Сегодня у меня замечательная труппа без звездных артистов: им под силу практически любые жанр и форма. Юмор и интеллект помогают искать мотивировки. Если их нет, это не мой театр!

 

– Бывает ли такое, что у молодых артистов есть чему поучиться?

– У них больше возможностей. Мы начинали в их возрасте в другом обществе, где все запрещалось, наказывалось, и не только творить, но и жить было нельзя. Молодые артисты часто мыслят сегодня по-другому, получают легко любую информацию.

Я им всем завидую, потому что они свободнее нас и в силу этого способны на большее. Но у них нет ощущения своей миссии. У меня тоже его не было, пока не появился свой театр, противостоящий мракобесию и пустоте.

 

– Вы одновременно режиссер, драматург, постановщик собственных пьес. Насколько две ипостаси в одном человеке друг другу помогают или порой мешают?

– Профессии драматурга и режиссера разные, но, когда они переплетаются, возникает авторский театр. Профессия режиссера начинала свой путь с рождением Художественного театра в России, с наступлением Серебряного века в культуре, когда личность художника стала тотально востребованной, первостепенной. Мейерхольд имел полное право писать на афише «автор спектакля». Авторский театр Чехова возник благодаря режиссуре – прежде всего Немировича-Данченко и Станиславского. Я стал практиковать создание спектаклей, которые можно было бы сравнить с китайскими вазами, ведь они создавались в единственном экземпляре. Мои спектакли можно было только украсть, скопировать: стараюсь, чтобы режиссерское решение и драматургия взаимопроникали, были в них в абсолютной взаимосвязи. Я скоро понял, что пишу странные пьесы, которые как бы для себя за письменным столом только планируются, а созидаются как структура вместе с коллективом актеров, сценографом, композитором. Спектакль всегда вторичен по отношению к первоисточнику, но при встрече со зрителем имеет грандиозные преимущества перед пьесой, потому что театр – всегда версия, а литература – это дело. Когда я пишу, то думаю о режиссуре, но, приступая к постановке, начинаю «воевать» сам с собой: меня многое не устраивает в тексте, я начинаю от чего-то отказываться, что-то подписывать, дополнять.

Я должен создать мир спектакля, который вбирает в себя мир пьесы. Это соединение для меня – самый кайф в процессе творчества.

 

– Верите ли вы, что театр может изменить если не мир, то жизнь конкретного человека?

– Изменить – нет. Но…Театр может научить отличать добро от зла. Если условный Гитлер приходит на спектакль Шекспира, то уходит все равно Гитлером. Но если человек думающий и чувствующий увидит, где зло, где добро, то, может быть, и в жизни поступит более правильно. Необязательно, чтобы в пьесе действовал Сталин, но судьбы героев могут обнажить нашу историю таким образом, что эта пьеса становится антисталинской. Искусство подвигает нас к анализу жизни. Но еще оно должно приносить несказанное удовольствие.

«Театральная афиша»

Апрель 2017 г

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ НА МАРТ. 20.02.2019

10 марта 2019 г. в 19.00 на Новой сцене будет показана премьера джазового шоу -  «Памятник неизвестному стиляге».  

подробнее
ПРЕМЬЕРА 16 февраля. ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОМУ СТИЛЯГЕ 16.02.2019

Вчера была генеральная репетиция, а сегодня состоялся первый из премьерных показов джазового шоу по книге 

Виктора Славкина "Памятник неизвестному стиляге"

 





   


подробнее
ВНИМАНИЕ! ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ НА МАРТ 25.01.2019
Все новости театра
Последние комментарии:
Стоит посмотреть!
Спектакль "Памятник неизвестному стиляге" - удивительная, уникальная постановка! Понравилось все - и "разговор по душам" с залом Марка Розовского, и потрясающее джазовое шоу с замечательной сценографией, хореографией, музыкой, вокалом, западающими в душу монологами "стиляги"... Вспоминали, смеялись, восхищались, сопереживали... Финал спектакля до сих пор стоит перед глазами. Огромное спасибо всем авторам и участникам этого проекта!
Театр уже не тот
С самым позитивном смыслом, произношу эту фразу "Театр уже не тот". Смешение танца, эмоциональных монологов, историй, и музыки - рождает новый жанр, название которому я не знаю.. Но эмоции только позитивные. Правда мне как не музыканту, видеоролик на 13 минут в середине спектакля, и фотохроника театра - были не понятны, к чему это... В остальном, в целом - очень интересно. Перепад эмоций от восторга до заинтересованности в течении 2х часов вам гарантированы, и конечно слезы в конце! А если хотите полного погружения, покупайте 12 место на 2ром ряду! Будет приятный сюрприз!
Новое слово в театре!
Была в числе гостей предпремьерного показа спектакля «Памятник неизвестному стиляге», поймала себя на мысли, что гений Марка Розовского неисчерпаем! Объединить в театральной постановке спектакль, шоу, моноспектакль, выражая это через работу с актрисой (голос Н.Корецкой не оставил равнодушным никого в зале!), уникальным хореографом -постановщиком и режиссёром В.Янковским и неподражаемым А.Филиппенко мог только Маэстро! Отдельные аплодисменты и восторг тэп-шоу “Flap”!!! Браво!!!! Нереальные ребята, по новому открывшие для меня понятие «степ»! Пластика, ритм, страсть и все это под умопомрачительную работу ног! Очень советую посмотреть эту постановку! Спасибо всем участникам проекта!
Все комментарии

 

 

 


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 

 

 

 

 

 

      

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group