На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Интервью Марка Розовского в "Театральной афише"

Марк Розовский 

Бойцовский характер искусства потерян

 

Интервью: Елена Алдашева

 

О

снователь и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский – человек неиссякаемой энергии. Свой творческий путь Розовский начал в студенческой студии «Наш дом» в МГУ, потом работал с Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым. Весь сложный путь советского театра стал частью его судьбы. Посвятивший всю свою жизнь театру режиссер и драматург в бесконечном поиске. Он ни на минуту не выключается из жизни любимого детища, успевая поддерживать его творчески и организационно, писать новые пьесы и ставить спектакли самых разных жанров – от мюзикла до драмы.

 

– Вы начинали как непрофессионал: в 21 год возглавили студенческий театр МГУ «Наш дом». Не кажется ли вам, что нужно в театре сохранять «дух дилетантизма»: я не знаю как и по-детски смотрю и пробую?

– Обязательно. Ключевое слово – «по-детски». Не знать – это вообще самое замечательное. Я испытываю страх и трепет каждый раз, начиная новый труд. Перед листом белой бумаги, на первой репетиции страх ошибиться, не понять. Я не люблю само­уверенных, лихих, знающих все псевдомастеров. Как Алиса в Стране чудес блуждала, так и ты должен – в этом кайф нашей профессии. Постановка спектакля – приключение в ином мире, театр – окно в несуществующее. Ныряешь, как в море, и надо достичь глубин. Можно задохнуться, а можно достичь неведомого берега. Дилетантизм преодолевается постижением, а это и есть профессиональная школа.

 

– Вы свидетель и участник разных исторических и театральных периодов. Менялись убеждения, стиль, художественный язык. Есть ли что-то, что ушло и чего вам сейчас недостает, чего жаль?

– Ностальгии по советскому времени у меня нет. В это время я многие годы был фактически безработным. Я был внутренне свободным человеком, был полон сил, мог репетировать круглосуточно, у меня была тысяча идей, но… Я ходил как волк-одиночка. Была группа близких друзей, которые поддерживали: Витя Славкин, Гриша Горин, был опыт студии «Наш дом» − счастливого времени свободного творчества, когда я еще чувствовал себя дилетантом и овладевал профессией, наконец, опыт работы в БДТ и у Ефремова во МХАТе – золотой опыт! Но были и годы авторско-режиссерского простоя. Вынутые из жизни годы! Поэтому я никогда не прощу время, которое занималось уничтожением меня и мне подобных. Мы делали все, чтобы шестидесятничество как освобождение общественного сознания подтолкнуло страну и нас вместе с ней к тому, что назвали перестройкой.

Никакой цензуры, выпадания из деятельности в новое время не должно быть! Это мерзость, с которой удалось расстаться. Но какой ценой? Полжизни ушло на борьбу с системой. Сегодня молодые творцы не испытывают такого давления, но бойцовский характер искусства потерян. Все находятся в расслабленном состоянии, многие прокламируют аполитичность. Думаю, мы честно должны делать свое дело. Я счастлив, что в театре «У Никитских ворот» оба зала практически каждый день заполнены. Жаль только, что ушли друзья: Алик Аксельрод, у которого я учился, Витя Славкин, Илюша Рутберг… Ушел Георгий Александрович Товстоногов. Он мне протянул руку в свое время, дал возможность работать в самом высокопрофессиональном театре страны. Он − мой учитель в режиссуре, и я работаю по его художественным заветам.

 Отсутствие Товстоногова и ему подобных по авторитету мастеров сегодня ощутимо. Они давали планку, без которой большое искусство не может созидаться.

 

– Вас удивляет аполитичность молодежи. Вам кажется, что театр может быть гражданским высказыванием?

– Не может, а всегда и есть. Как бы мы ни уходили от политики, театр − искусство, которое происходит здесь и сейчас, и волей-неволей мы являемся ее частью. Даже тот, кто от нее уходит, политически себя выражает. Я ставил «Дядю Ваню» и объяснял артистам, что психологический театр тоже политичен: через 14 лет после Чехова началась Гражданская война. Он поставил диагноз обществу: люди, которые могли бы быть родными, оказываются врагами, дело кончается выстрелом. Это было предупреждением больной России, как и «Бесы» Достоевского. Театр политичный (не люблю слово «политический») будет всегда, потому что есть короткая жизнь, заканчивающаяся насильственной смертью, ложь, унижение, безбожие...

 

– Театр «У Никитских ворот» – ваш авторский театр. На каком «клее» он держится? Что объединяет людей?

– Студийность. Она и есть общность. Студийность – это постоянная учеба и постижение мастерства в дружелюбной атмосфере. Мертвечина в театре возникает, когда артисты думают, что они все умеют, и перестают быть живыми, творить. Они, может, и владеют ремеслом, но владеть только ремеслом – очень скучно. Удивляют творцы – непредсказуемые и свободные, кристально чистые этически.

– Вы как-то для себя формулируете принципы того театра, который строите, свою «систему»?

– Живой академизм – вот моя концепция в двух словах. Сошлюсь на Бориса Пастернака, который сказал: «Быть живым, живым и только». Репетируя спектакль, ты должен быть озабочен только этим – как сделать мир, который ты создаешь, «живым и только». Я люблю этюдный метод Станиславского: заставлять артиста импровизировать и, значит, заставлять его жить. Когда ко мне приходит молодой артист, у него примерно два сезона уходит на то, чтобы стать «моим», пройти школу театра «У Никитских ворот».

Сегодня у меня замечательная труппа без звездных артистов: им под силу практически любые жанр и форма. Юмор и интеллект помогают искать мотивировки. Если их нет, это не мой театр!

 

– Бывает ли такое, что у молодых артистов есть чему поучиться?

– У них больше возможностей. Мы начинали в их возрасте в другом обществе, где все запрещалось, наказывалось, и не только творить, но и жить было нельзя. Молодые артисты часто мыслят сегодня по-другому, получают легко любую информацию.

Я им всем завидую, потому что они свободнее нас и в силу этого способны на большее. Но у них нет ощущения своей миссии. У меня тоже его не было, пока не появился свой театр, противостоящий мракобесию и пустоте.

 

– Вы одновременно режиссер, драматург, постановщик собственных пьес. Насколько две ипостаси в одном человеке друг другу помогают или порой мешают?

– Профессии драматурга и режиссера разные, но, когда они переплетаются, возникает авторский театр. Профессия режиссера начинала свой путь с рождением Художественного театра в России, с наступлением Серебряного века в культуре, когда личность художника стала тотально востребованной, первостепенной. Мейерхольд имел полное право писать на афише «автор спектакля». Авторский театр Чехова возник благодаря режиссуре – прежде всего Немировича-Данченко и Станиславского. Я стал практиковать создание спектаклей, которые можно было бы сравнить с китайскими вазами, ведь они создавались в единственном экземпляре. Мои спектакли можно было только украсть, скопировать: стараюсь, чтобы режиссерское решение и драматургия взаимопроникали, были в них в абсолютной взаимосвязи. Я скоро понял, что пишу странные пьесы, которые как бы для себя за письменным столом только планируются, а созидаются как структура вместе с коллективом актеров, сценографом, композитором. Спектакль всегда вторичен по отношению к первоисточнику, но при встрече со зрителем имеет грандиозные преимущества перед пьесой, потому что театр – всегда версия, а литература – это дело. Когда я пишу, то думаю о режиссуре, но, приступая к постановке, начинаю «воевать» сам с собой: меня многое не устраивает в тексте, я начинаю от чего-то отказываться, что-то подписывать, дополнять.

Я должен создать мир спектакля, который вбирает в себя мир пьесы. Это соединение для меня – самый кайф в процессе творчества.

 

– Верите ли вы, что театр может изменить если не мир, то жизнь конкретного человека?

– Изменить – нет. Но…Театр может научить отличать добро от зла. Если условный Гитлер приходит на спектакль Шекспира, то уходит все равно Гитлером. Но если человек думающий и чувствующий увидит, где зло, где добро, то, может быть, и в жизни поступит более правильно. Необязательно, чтобы в пьесе действовал Сталин, но судьбы героев могут обнажить нашу историю таким образом, что эта пьеса становится антисталинской. Искусство подвигает нас к анализу жизни. Но еще оно должно приносить несказанное удовольствие.

«Театральная афиша»

Апрель 2017 г

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
Гастроли театра "У Никитских ворот" в Грузии 18.10.2019

 

19 и 20 октября на сцене Кутаисского драматического театра имени Ладо Месхишвили будут показаны спектакли театра "У Никитских ворот" "Незабудки" ("Мой внук Вениамин") и "Песни нашего двора".

 

подробнее
"Доктор Чехов" в день 75-летия Владимира Ивановича Пискунова 14.10.2019

13 октября в театре "У Никитских ворот"  отмечали  75-летие Владимира Ивановича Пискунова.

В честь юбиляра был дан бенефисный спектакль "Доктор Чехов", в котором Пискунов уже более 35 лет играет одну из своих лучших ролей, Человека с молоточком.   

 


подробнее
В театре «У Никитских ворот» - бенефис! 11.10.2019

Мы чествуем артиста Владимира Пискунова, который в течение 35 лет, практически с момента создания театра, преданно служит ему. Для бенефиса выбран спектакль «Доктор Чехов», в котором актер неизменно принимает участие с премьерного показа. Бенефис Владимира Пискунова состоится 13 октября. Начало в 18 часов.

 


 



подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЛОШАДЬ
Аллегории бывают разные. Бывает: вообще ничего не понятно. От этого теряешь интерес. Бывает: "О, точно! Это - этот, это - тот, а это - про этих." От этого интерес теряешь медленнее. А бывает, спектакль вроде тебе подмигнул: "Узнаёшь?" И ты: "Да! Это - эти!" А со сцены после зтм: "Неужели?" Ой, да это же, наоборот, не эти - а те! Или нет? Или кто? Где мы? Я/мы, или всё-таки каждый - "я"? В какой цвет аватарку красить, подскажите... Не подскажут. Из огня (беспощадного бунта) забросят в полымя (бессмысленного блеска). И Маша, в своём одиноком пикете апеллирующая к доброй императрице за нехитрого своего жениха, и сам Гринёв, противопоставивший в себе милосердие не жестокости, но самому чувству самосохранения - бесконечно далеки и от зияющей пропасти народного гнева, и от кривляющихся вершин придворной политики. Они даже не в середине между крайностей. Они - на страже мироздания. Вот оно и уцелело, в который раз. За это и люблю "Капитанскую дочку" by Театр У Никитских ворот и не теряю интереса. Здесь у каждого своя правда, и оказывается, что почти с каждым у зрителя есть общие точки. Что, не случалось возводить напраслину на ближнего? О, конечно, невольно - но Швабрин на это только ухмыльнётся. А искать оправданий трусливому промедлению пробовали? Привет от генерал-губернатора Оренбурга-с. Теряя достоинство и благосостояние, заступались на ненаглядное дитятко? Вам к Савельичу на приём. Ну а разнести всю халабуду вдребезги пополам - неужели никогда не хотелось? Пугачёв жмёт вашу когтистую лапу и летит к вам, позвать крови пить. А любить довелось? Кажется, так просто ответить "конечно"...
«Всё сбудется, стоит только расхотеть»
«Всё сбудется, стоит только расхотеть» Ф. Г. Раневская Афоризм великой актрисы (или приписываемый ей), вынесенный в эпиграф, верен лишь отчасти. Как, собственно, всякий афоризм. Лично у меня сбывается только то, чего я хочу настолько сильно, что внутренне прибегаю к мистическим ритуалам типа «колдуй, баба, колдуй, дед». Так и случилось со спектаклем «Мудрец» - пожелание Большой Роли Александру Чернявскому, повторяемое мною в космос и ближе с упорством, достойным именно такого применения, сегодня сбылось в полной мере. Ну а верна вышеприведённая цитата, пожалуй, для его героя – Егора Дмитрича Глумова. Стоило ему расхотеть вливаться в «блестящее» общество выписанных им же в саркастическом ключе типов и бросить им в лицо свой смех – они, попридушив его немножко, в итоге согласились, что принять дерзкого «блогера» в свои ряды обойдётся, кажется, дешевле, чем оставлять его «без присмотра». Вообще пьеса полезна как школьникам, изучающим классику (изложение не грешит никакими модными наворотами, и вообще режиссёр проявил высшую профессиональную мудрость, дав дивным артистам отжигать в довольно даже неожиданных для завсегдатая «Ворот» амплуа) – пьеса полезна, говорю я, также и тем, кто пропустил нынешний московский август и начало сентября. А тем, кто не пропустил – тем более))) «Компания» на премьере подобралась, конечно, способная, образно выражаясь, суммарной харизмой завалить мамонта. Просто перечисляю, в главных ролях: Глумов - Александр Чернявский Мамаев - Валерий Шейман Крутицкий - Александр Лукаш Городулин - Юрий Голубцов Глумова - Маргарита Рассказова Мамаева - Наталья Троицкая Турусина - Галина Борисова Манефа - Ирина Морозова А еще Сарайкин и Десницкая, Давиденко и Федорчук, Иван Власов и пара дивных молодых людей «на подхвате». И это только один состав, а ведь «в рукаве» «припрятаны» Денисова, Юченков, Лебедева… не знаю, как вы, а я ощущаю нужду в «волшебном флакончике» г-жи Турусиной! Впрочем, пересказывать пьесу и даже давать характеристики персонажам не буду. В случае с «Мудрецом» я бы даже посоветовала не читавшим произведение этого и не делать. На сцене всё правильно! После почитаете – скажете спасибо театру за неизгладимое впечатление, со всей очевидностью одобряемое автором.
Высоцкий
Спектакль 28.08.2019.Браво ! Все актеры играют на УРА !Отличное прочтение Высоцкого.Высоцкий - во всем :в песнях ,в стилистике спектакля, в типаже Сергея Шолоха. А Маргарите Рассказовой давно пора дать звание Народной .
Все комментарии

 

 

 


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 

 

 

 

 

 

      

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group